У Вязанцы адсвяткавалі Багач

“Вязынка” сустрэла гасцей нязвыклым для сёлетняга верасня пагодным дзяньком.
25 верасня “Студэнцкае этнаграфічнае таварыства” і Дзяржаўны літаратурны музей Янкі Купалы зладзілі свята Багач.

DSC_0610
DSC_0756
DSC_0906
DSC_0904
DSC_0749
DSC_0741
DSC_0800
DSC_0815
SSC_0001 (361)
SSC_0001 (79)
SSC_0001 (73)
SSC_0001 (13)
DSC_0993
SSC_0001 (170)
DSC_0626
DSC_0695
DSC_0712
DSC_0645
DSC_0604
DSC_0610
DSC_0773
DSC_0610 DSC_0756 DSC_0906 DSC_0904 DSC_0749 DSC_0741 DSC_0800 DSC_0815 SSC_0001 (361) SSC_0001 (79) SSC_0001 (73) SSC_0001 (13) DSC_0993 SSC_0001 (170) DSC_0626 DSC_0695 DSC_0712 DSC_0645 DSC_0604 DSC_0610 DSC_0773

У народным календары Багач прымеркаваны да заканчэння збору ўраджая (“к гэтаму часу ў кожнага ўсяго багата”) і да першага пасля лета запальвання хатняга агменю –яго сімвалізуе васковая свечка ў лубцы з жытам, якую ставяць на Покуць і захоўваюць там на працягу ўсяго года для забеспячэння багацця і шчасця гаспадарам. Зерне ў лубку ссыпалі, па жменьцы, усёй вёскай пад час урачыстага абыходу . Сам Багач аддавалі на захаванне маладой пары, што пабраліся сёлета шлюбам, альбо самай удалай сям’і ў вёсцы. З гэтага зерня пачыналі засяваць на новае лета і верылі, што ўраджай будзе выдатны!

Сёлета ў праграме свята былі  урачысты абрад ссыпання зерня і запальвання агню, дажынкавыя і восеньскія спевы з розных рэгіёнаў Беларусі, святочныя пачастункі – хатні хлеб і мёд, хатні сыр, а таксама кухня і кірмаш, а пад вечар – традыцыйныя танцы!

Самых цікаўных чакалі лекцыя Уладзіміра Кандрацені пра ганцавіцкі народны строй, а таксама Аляксея Глушко  “Міфалогія восеньскіх святаў”.

Пачэсным госцям свята стала Валянціна Сухадолава – цудоўны музыка з Хоцімску, якая грае з маленства. Яе яшчэ малой дзяўчынкай запрашалі граць танцы, а пазней і вяселлі. Спадарыня Валянціна – апантаны этнаграфіяй роднага краю чалавек і выдатны майстар.

Этнаграфічныя звесткі пра абрад “Багач” у Ігуменскім і Ваўкавысскім раёнах
“В Игуменском уезде (также празднуется в Волковыском уезде) “Богачом” называют Рождество Богородицы (8-го сентября); последнее название почти не известно народу (В других местностях Белоруссии этот праздник зовется Малая Прачистая, в отличие от Успения – Большой Прачистой)… Отсюда понятно, почему народ называет “богачом” праздник, совпадающий со временем окончательной уборки хлеба и хозяйственного обилия… Хотя “богачем” называют собственно Рождество Богородицы, но празднование “богача” справляют не только в этот день, а и в другие праздники, близкие к осеннему равноденствию. Если, например, в деревне есть церковь или часовенька в память святого, празднуемого в это время, то и празднование “богача” приноровливается к этому дню. Главную роль в обряде этого празднества играет “богач” или “богатце”. Это “лубка” ржи со вставленной в неё восковой свечой. “Богач” стоит в течение целого года в доме очередного хозяина, в почетном углу, под иконами. В этот день свеча зажигается. Приглашается священник для служения молебствия, которое и служится прежде всего в том доме, где стоит “богач”. Потом хозяин, вслед за священником несёт “богач” в следующий двор, где их встречают хозяева. Для встречи ставят на дворе стол, покрытый белой скатертью и установленный “лубками” ржи, пшеницы, ячменя или другого хлеба. “Богач” ставится на столе к хлебам, и служится краткое молебствие. Священник и все его сопровождающие приглашаются в хату для угощения, при чем “богач” ставится на покути. И так обходят по очереди все дома. Зерновой хлеб, которым встречали “богач” идет в пользу причта. На другой конец села сгоняют весь скот, и когда обойдут все дворы, то обносят “богача” вокруг скота. После этого относят его в дом к очередному хозяину, где он остается целый год. Он, по поверию, приносит в дом богатство и счастье. В некоторых местностях рожь и воск для “богача” собирается со всей деревни и подменяется только тогда, когда “богач”, по очереди, обойдет всю деревню или же когда свеча сгорит. А в других местностях рожь и свеча подменяются ежегодно очередным хозяином, при чём рожь для этого вымолачивают из первого, “зажиночного” снопа. В последнем случае подмененная “богачовая” рожь смешивается с обыкновенной и употребляется на семена. Приготовление свечи сопровождается общей вечерей всех участников и особыми песнями, напоминающими “дожинковые”.

(Багдановіч А.Я. Перажыткі старажытнага светасузірання ў беларусаў: Этнаграфічны нарыс. – Рэпрынтнае выд. 1895 г. – Мн.: Беларусь, 1995. С. 122 – 125.)”.